Виды
На данный момент существует несколько видов вилок:
- Масляно-воздушные — лучший работающий амортизатор. В роли демпфера тут установлена капсула с маслом, а пружина работает на основе воздуха. Здесь стоимость вилки полностью зависит от ее качества и срока службы. Вилка данного типа располагает богатым выбором настроек и подходит к использованию людьми с большим весом. Динамика и чувствительность к температурам напрямую зависит от давления воздуха.
- Воздушные. Как понятно из названия, воздух здесь выступает в качестве пружины и демпфера. Его необходимо накачивать велонасосом. Манжеты склонны к способности пропускать воздух в процессе эксплуатации, поэтому его постоянно приходится подкачивать. Не рекомендуется использовать с целью агрессивной езды из-за быстрого изнашивания. Больше подходит для спокойных прогулок.
- Пружинно-эластомерные имеют в составе пружину, изготовленную из стали и эластомер. Стержень отлично справляется с выполнением своих обязанностей, но быстро стирается и требует замены. После замедления сжатия быстро принимает исходное состояние. Устанавливается на туристических и обычных велосипедах с целью прогулок по городу.
- Пружинные не имеют демпфера. Их не относят к амортизаторам из-за плохого гашения колебаний. Езда с такой вилкой довольно комфортная. Относится к бюджетному классу и не отличается высоким качеством изготовления. Рекомендуется использовать на детских велосипедах, поскольку на остальных подвержена частым поломкам.
Как подобрать вилку под раму
Велоиндустрия развивается, возникают новые модели байков и запчастей на них. Выбор велосипедной вилки стоит начать со знакомства с популярными производителями.
Размеры изделия
Вилки бывают разной длины в зависимости от конкретной модели байка. Если на транспорт устанавливают зимой воздушно-масляную вилку, а летом сменяют ее жесткой, то их размер не должен отличаться более, чем на 2 см.
Управляемость байка зависит от общего вылета вилки. Стандартный показатель для горных велосипедов составляет 4,5 см, для гибридов – 3,5 см. Большое значение для амортизационных вилок имеет ход. Чем он больше, тем выше возможности у конструкции. Ход вилки определяется стилем езды:
- гибрид – 5–7 см;
- кросс-кантри – 8–10 см;
- велотуризм – 10–12 см;
- марафон – 12–15 см;
- фрирайд – 18–25 см;
- жесткий фрирайд – 25–30 см;
- даунхилл – 17–20 см.
В зависимости от будущей нагрузки на велосипед выбирают определенный диаметр внутренних труб:
- вилки низкого уровня – 2,8 см;
- легкие вилки – 3 см;
- для легкого экстрима – 3,2 см;
- фрирайд, даунхилл – 3,6–4 см;
- хардкор-фрирайд – 3,7–4,2 см.
Амовилка должна быть оснащена блокировкой амортизации, чтобы во время езды по ровной местности уменьшить и зафиксировать ее ход.
Вилка велосипедная амортизационная, конструкция
Корпус непростой велодетали состоит из следующих элементов:
- “штаны” – два стакана, в которые вставляются ноги;
- “шток” – ось, крепится к раме;
- “корона” – соединяет шток и две ноги;
- “ноги” – трубчатые части, соединяются с осью колеса, либо задвигаются в “штаны”.
Для лучшей работы штаны обрабатываются маслом при сборке, так ноги легко движутся по направляющим. Между штанами и короной происходит сглаживание неровностей. Отскок – это “мягкость” движения, с какой скоростью вилка отреагирует сжатием, а значит, гасит удар. Скорость отскока можно регулировать. Демпфирующие части: стальная пружина, воздух.
Таким образом, вилка состоит из:
- амортизатора – перенимает основную нагрузку в момент движения;
- демпфера – гасит неровности, отсутствует в дешевых товарах;
- корпуса – составляющие элементы;
- фурнитуры – переключатели для настроек.
Средняя величина хода вилки – до 203 мм. Больший ход нужен для неровных поверхностей, меньший – для ровных.
За диаметром труб разных систем закреплены стандарты (в дюймах):
- 1 – на старых образцах;
- 1 и 1/8 – популярный стандарт;
- 1 и ¼;
- 1 и ½.
Помимо этого, устройства различаются по диаметру колес, для каждого размера подойдет определенный вариант.
По типу крепления различают механизмы: резьбовые и безрезьбовые. На сегодня второй способ на подшипниках – более распространенный.
По размеру хода выделяют конструкции:
- Короткоходные (до 40 мм);
- Средние (до 100 мм);
- Длинноходные (до 300 мм).
Цена вопроса
К сожалению, бюджетных вилок, которые и жесткие, и с хорошей амортизацией, при этом имеют небольшой вес, очень мало. Существуют более дешевые модели попроще, но они не обеспечивают хороший контроль при сильных ударах.
Сейчас очень заметен прогресс в контрольных стандартах и стабильности в цене. Но как только возникнет вопрос о покупке вилки, будьте честны с собой. Насколько важен велоспорт, комфорт и результаты? В целом, не беспокойтесь, качество и надежность стандартных вилок улучшилось.
Основные составляющие
Какими бы разными ни были амортизационные вилки, но их конструкция имеет схожий состав:
- Пружина, которая обеспечивает сжатие и нейтрализацию основной нагрузки. Выпускаются в трёх вариантах: стальные, пневматические, титановые.
- Демпфер отвечает за демпфирование колебаний, что достигается путём быстрого сжатия и медленного возврата в первоначальное состояние. Он также выпускается в трёх вариантах: воздушный, эластомерный и масляный.
- Механизм регулирования демпфера.
Rock Shox XC 30 TK
Бюджетная вилка от именитого бренда, который не нуждается в представлении. Подходит для агрессивного катания в режиме кросс-кантри. Высокое качество масляной камеры и применение керамических бушингов позволяет максимально продлить срок эксплуатации изделия. Плавная и мягкая работа вилки подкупает многих велосипедистов. Конструкция демпфера предполагает наличие блокировки, а технология Turn Key гарантирует гашение вибраций даже во время закрытого клапана.
Пожалуй, главный недостаток этой версии – стальная пружина, которая значительно увеличивает вес конструкции и снижает плавность хода. Велосипедисты хвалят эту вилку за прочность и долговечность, а мастера – за высокую ремонтопригодность.
Плюсы:
- хорошая производительность;
- ремонтопригодность;
- надежность и прочность.
Минусы:
- немалый ценник в своей нише;
- не годится для экстремальной эксплуатации.
Совместимость
Большинство современных амортизационных вилок используют суженные трубы, размером 1.5 дюйма у короны и 1.125 дюйма у выноса.
Стоит также рассмотреть три вида стандарта оси: 9-миллиметровые; большинство вездеходов используют 15 мм; для более долгих поездок обычно используются 20 мм.
ТОП-7 лучших велосипедных вилок
Проанализировав ассортимент товара на современном рынке, мы отобрали семь популярных и качественных вилок:
- SR Suntour XCM;
- RST GILA ML;
- RST Blaze ML;
- SR Suntour XCR LOR;
- Rock Shox XC 30 TK;
- SR Suntour Raidon LOR 15mm;
- SR Suntour Epixon LOR.
Остановимся подробнее на описании характеристик и достоинств всех перечисленных позиций.
SR Suntour XCM
Считается наиболее простой модификацией вилки, предназначенной к установке на простых горных велосипедах. Оптимальную работу во время езды обеспечивает минимальный ход в 100 мм. Особый тип амортизатора обеспечивает хорошее смягчение при езде на неровностях. Во внутренней части установлены пластиковые бушинги, в результате чего долговечность конструкции снижается в разы.
Ход | 100 мм |
Амортизатор | пружинно-эластомерный |
Бушинги | пластиковые |
Цена: от 2 000 до 3 000 рублей.
Плюсы
- простота конструкции и легкий ремонт;
- обеспечивает комфортное использование во время умеренной езды;
- хорошее смягчение на ямах;
- допускается регулировка жесткости;
- недорогое сервисное обслуживание из-за пластиковых деталей;
- современный дизайн достигается за счет алюминия и магния.
Читайте также: ТОП-10 лучших ламп H7 для автомобиля: рейтинг, виды, отзывы
Минусы
- пластиковые детали не отличаются долгим сроком службы.
Мне нравится2Не нравится
Недавно купила в местном магазине из-за поломки старой вилки на велосипеде. Я не занимаюсь профессиональной ездой, поэтому модель искала максимально простую и удобную. Описанная выше вилка полностью удовлетворила все мои требования. Муж быстро справился с ее установкой, и уже спустя несколько минут после покупки я отправилась на велопрогулку по городу. Покупка хорошая!
вилка для велосипеда SR Suntour XCM
RST GILA ML
Вилка чаще всего устанавливается на бюджетных внедорожных байках. В основу конструкции производитель положил магниевые штаны со стальными ногами. Внутри деталь имеет закрытый демпфер с регулировкой отскока. Противоположная часть имеет регулировку преднагрузки и стоит на пружине из стали. Использование особой технологии пластиковых направляющих гарантирует быстрый и легкий ремонт, но наносит ущерб надежности.
Стандартная ось | 9 мм |
Основа | магниевые штаны |
Вес | 2.5 кг |
Цена: от 3 000 до 4 000 рублей.
Плюсы
- технология принудительной блокировки отключает амортизаторы и способствует быстрому преодолению препятствий;
- пружина допускает регулирование нагрузки;
- простая конструкция и легкое обслуживание.
Минусы
- не используется с целью агрессивной езды.
Мне нравится2Не нравится1
Из-за постоянной езды по лесу моя вилка начала постепенно стираться и подводить в самые нужные моменты. Приняв решение об ее замене я сразу начал искать подходящие варианты. Данный кандидат понравился бюджетной ценой и качеством изготовления. Установил сам и теперь радуюсь удачной покупке. Советую и вам.
вилка для велосипеда RST GILA ML
RST Blaze ML
Вилка рекомендована к использованию новичками. Амортизатор сухого типа ориентирован на пользователя с весом не более 85 кг. Внутреннее пространство основано на механической пружине, дополненной регулятором нагрузки. Рядом располагается масляная камера с обязательной блокировкой. Из-за большой толщины ног нельзя допускать никаких экстремальных нагрузок, иначе пружина начнет просаживаться.
Ход | 130 мм |
Максимальная нагрузка | 85 кг |
Ось | 9 мм |
Вес | 2.5 кг |
Цена: от 4 500 до 5 000 рублей.
Плюсы
- есть совместимость с осью 9 мм;
- регулировка преднагрузки;
- у масляной камеры находится принудительная блокировка;
- отлично подходит к использованию новичками;
- легко найти запчасти.
Минусы
- нельзя проводить какую-либо модернизацию;
- не очень прочные материалы.
Мне нравится1Не нравится
Катаюсь на велосипеде с этой вилкой уже больше года. Она была изначально установлена в нем. Никаких весомых минусов замечено не было. Радует плавный год. Когда катаюсь по неровной местности, то слабо ощущаю кочки и камешки по колесами. Хорошо глушит вибрации.
вилка для велосипеда RST Blaze ML
SR Suntour XCR LOR
Широко распространена среди пользователей разного класса. Главное предназначение — кросс кантри. В основе конструкции лежат алюминиевые штаны с дополнением из хрома на магниевой короне. Внутри располагается закрытый демпфер масляного типа и пружины из стали. Часто встречается в установке на велосипедах бюджетного класса.
Читайте также: ТОП-7 лучших полиролей для кузова авто: рейтинг, плюсы и минусы, отзывы, цена
Диаметр роторов | 160 мм |
Ход | 100-120 мм |
Материал основы | алюминий |
Цена: от 5 000 до 7 000 рублей.
Плюсы
- есть блокировка амортизатора, калибровка отскока и преднагрузки;
- простая установка с долгим сроком службы;
- большая популярность на рынке, а значит хорошая доступность;
- высокое качество конструкции и надежность;
- дисковые тормоза поддаются дополнительному монтажу.
Минусы
- не допускает ремонт из-за полного отсутствия расходников.
Мне нравится5Не нравится
Купила из-за наличия блокировки амортизатора и высокого качества исполнения. Перед покупкой я была наслышана о всех достоинствах данной модели и была полностью уверена в ее эффективности работы. На деле все оказалось так, как описывали другие пользователи. Отличная модель за вполне приличную стоимость! Прослужит долго и качественно, при езде особо ощущается комфорт.
вилка для велосипеда SR Suntour XCR LOR
Rock Shox XC 30 TK
Поставляется на продажу от имени хорошо известного всем производителя. Модель довольно бюджетного класса допускает интенсивное катание. Долгий срок службы гарантируют два параметра: хорошо изготовленная масляная камера и наличие бушингов из керамики. Большое внимание покупателей привлекает плавная и мягкая работа амортизатора.
Вес | 3 кг |
Материал пружины | сталь |
Ход | 120 мм |
Цена: от 8 000 до 10 000 рублей.
Плюсы
- плавный ход амортизатора;
- надежный производитель и высокое качество исполнения;
- есть блокировка;
- легко поддается ремонту;
- использование особой технологии уменьшает вибрации;
- долгий срок службы и качественные детали в основе конструкции
Минусы
- стальная пружина добавляет значительный вес.
Мне нравится6Не нравится1
Несмотря на довольно ощутимый вес, никаких проблем в использовании не возникло. Отлично справляется со всеми своими обязанностями. Радует возможность самостоятельного ремонта. Так я могу самостоятельно исправить поломку и продолжить использование. Однозначно рекомендую к покупке!
вилка для велосипеда Rock Shox XC 30 TK
SR Suntour Raidon LOR 15mm
Следующая модель нашего рейтинга представлена из среднего класса и допускает 120 мм хода, чего оказывается вполне достаточно для гашения нагрузок ударного типа. Вилка оборудована масляным демпфером. Максимально откалибровать жесткость получается легко из-за подкачки. Картридж небольшого размера является разборным и допускает регулирование отскока и переборку.
Крепление | 15 мм |
Вес | 1.6 кг |
Ход | 120 мм |
Цена: от 10 000 до 12 000 рублей.
Плюсы
- предусмотрена воздушная подкачка;
- небольшой вес способствует комфортному использованию;
- рассчитана на 15 мм, поэтому снижает удары на вилку и способствует ее долгому использованию;
- точная калибровка жесткости;
- подходит для активной езды
Минусы
- есть трудности с поиском запчастей
- сальники быстро сохнут.
Мне нравится2Не нравится
Модель требует внимательного ухода, особенно сальники, которые быстро высыхают. Помимо всего прочего стоит отметить небольшой вес и способность выдерживать большой вес, как и нагрузки. Покупкой остался доволен. Буду пользоваться дальше.
вилка для велосипеда SR Suntour Raidon LOR 15mm
SR Suntour Epixon LOR
Прямым предназначением данной модификации являются гонки кросс кантри. Допускается агрессивная езда по тропинкам в лесу и грунтовке, их она выдерживает с достоинством. Рассчитана конструкция под ось стандартного типа с размером в 9 мм. Она сводит к минимуму появление люфтов, благодаря чему срок службы уплотнителей и сальников увеличивается в несколько раз.
Читайте также: ТОП-7 лучших смазок для подшипников: виды, какой выбрать, характеристики, отзывы
Ось | 9 мм |
Вес | 1.7 кг |
Жесткость | регулируется |
Цена: от 10 000 до 13 000 рублей.
Плюсы
- отлично справляется с ездой агрессивного типа;
- подходит к установке на стандартной оси;
- требует мало масла, благодаря чему вес составляет 1.7 кг;
- привлекательный дизайн удачно гармонирует с основной конструкцией;
- бушинги из керамики обеспечивают отсутствие расшатываний независимо от вида езды.
Минусы
- трудно найти расходники, в результате чего усложняется обслуживание.
Мне нравитсяНе нравится1
Покупал специально с целью агрессивной езды. Должен признать, вилка показала себя должным образом. Отлично справилась и перенесла тяжелые нагрузки. Во время езды и выполнения трюков нет дискомфорта. При умеренной езде умело глушит все вибрации. Рекомендую к покупке!
вилка для велосипеда SR Suntour Epixon LOR
Лучшие вилки для велосипедов профессионального класса
Самые совершенные модели, отличающиеся наивысшей надежностью и максимальным качеством амортизации.
Fox 32 Float SC
5★★★★★оценка редакции100%покупателей рекомендуют этот товар
Качественная амортизационная вилка предназначается специально для профессионалов велоспорта и езды по сложной пересеченной местности. Облегченная конструкция не только снижает общий вес велосипеда, но и освобождает дополнительное пространство для спиц и ротора.
Настройки вилки включают в себя возможность регулировки отскока, компрессии и жесткости пружины. Имеется здесь и блокировка. Воздушно-масляная система амортизации обеспечивает поглощение даже самых малозначительных неровностей. Вилка изготовлена из качественного алюминиевого сплава, выдерживающего большую нагрузку на протяжении долгого срока эксплуатации.
Плюсы:
- Высокое качество изготовления.
- Облегченная конструкция.
- Воздушно-масляная система амортизации.
- Долговечность.
- Стильный, современный дизайн.
Минусы:
- Очень дорогая.
Великолепная вилка, которая станет прекрасным выбором для опытных спортсменов, занимающихся экстремальной ездой. Прочная и при этом легкая конструкция выдержит любые нагрузки.
Manitou Mattoc PRO 3 27.5″
5★★★★★оценка редакции100%покупателей рекомендуют этот товар
Отличная модель для профессионалов, особенно подходящая для дисциплины эндуро. Длинноходная вилка обладает повышенной степенью надежности и долговечности. Высокое качество изготовления позволяет модели смягчать даже небольшие колебания ландшафта и не раскачиваться при интенсивном подъеме в гору.
Вилка оснащена воздушной камерой увеличенного объема. Пользователь может регулировать четыре основных параметра вилки, включая изменение давления в камере, подстраивая ее работу под собственный стиль езды. Конструкция выполнена из магниевого сплава, а прочные ноги диаметром 34 мм — из авиационного алюминия.
Плюсы:
- Увеличенный объем воздушной камеры.
- Высокое качество изготовления.
- Небольшой вес конструкции.
- Возможности гибкой настройки.
- Надежность и долговечность.
Минусы:
- Высокая цена.
Прекрасный вариант для профессиональных велосипедистов, готовых серьезно вложиться в покупку высококачественной вилки. Прочные материалы, продуманная конструкция и наличие всех необходимых регуляторов позволяют этой модели соответствовать самым высоким требованиям.
Rock Shox Reba Solo Air
4.9★★★★★оценка редакции96%покупателей рекомендуют этот товар
Очень гибкая в настройке амортизирующая вилка, которая используется профессиональными спортсменами в различных соревнованиях по кросс-кантри. Модель отличается неприхотливостью и устойчивостью к внешним условиям, а также относительной простотой в обслуживании. Благодаря этому она популярна в среде продвинутых велосипедистов.
В качестве амортизатора здесь используется двойная воздушная камера, все элементы которой одновременно наполняются равным объемом воздуха. Давление в ней можно регулировать. Модель оснащена специальной облегченной осью Maxle Lite, которая снижает вес всей конструкции без потери надежности. Демпфер вилки облегчает подъем в гору и спуск с нее.
Плюсы:
- Прочная конструкция.
- Качественный демпфер.
- Специальная жесткая ось для уменьшения веса.
- Высокое качество изготовления.
- Набор для обслуживания вилки в комплекте.
Минусы:
- Дороговата.
Вилка профессионального уровня, способная выдерживать большие нагрузки длительное время. Возможности гибкой настройки позволяют каждому велосипедисту отрегулировать ее под себя.
DNM USD-8
4.9★★★★★оценка редакции95%покупателей рекомендуют этот товар
Надежная и простая в обращении вилка высокого класса. Каждая деталь конструкции выполнена из качественного алюминиевого сплава, общий вес модели превышает 3 кг. Пользователь может отрегулировать скорость отскока вилки, также здесь предусмотрен клапан для воздуха.
В продаже представлены два варианта этой вилки: версия S оснащена стальной пружиной, а для амортизации в модификации А используется сжатый воздух. Модель может применяться с колесами диаметром 24, 26 и 27,5 дюймов, но совместима только с дисковыми тормозами.
Плюсы:
- В конструкции использованы качественные материалы.
- Возможность регулировки скорости отскока.
- Простота в использовании.
- Долговечность.
- Подходит для многих моделей велосипедов.
Минусы:
- Дороговизна.
Эта вилка подойдет для использования с велосипедами профессионального уровня. Качественные материалы изготовления обеспечивают ее долговечность, а продвинутых пользователей порадует возможность гибкой настройки.
Стандарты и разделение по прочим параметрам
Велосипедная вилка — это сложный механизм, в котором присутствует много различных деталей и узлов. Соответственно, разделение этой комплектующей детали может осуществляться в зависимости от ряда параметров.
Тип крепления
Такое разделение обусловлено различными типами рулевых колонок и способом их крепления.
- Резьбовые (headset) вилки предусматривают прижимание подшипника при помощи гаек. Одна гайка имеет конусовидную форму, затем идёт шайба с усом и завершает всё контргайка. Устойчивость такого механизма оставляет желать лучшего, он имеет склонность к разбалтыванию и образованию люфта.
- Безрезьбовые (aheadset) вилки являются более распространёнными. В этом случае вынос руля удерживается подшипником. За фиксирование рулевого механизма отвечает якорь, который надёжно прижимает вынос и предупреждает разбалтывание. Затягивание выноса происходит при помощи двух больших винтов. Такая конструкция характеризуется более высокой надёжностью.
Безрезьбовая вилка велосипеда
Производство резьбовых вилок сокращается, что вынуждает велосипедистов переходить на второй вариант.
Класс хода
В соответствии с этим параметром выделяют следующие разновидности вилок:
- короткоходные демонстрируют ход в пределах 25–40 мм, подходят для кроссовых и гибридных байков, прогулочных и городских вариантов транспорта;
- средние обладают ходом в пределах 50–75 мм или 75–100 мм, могут использоваться для занятий велотуризмом, гонками и активного катания;
- длинноходные демонстрируют ход в пределах 120–300 мм и даже больше, актуальны для двухподвесных байков, на которых совершаются скоростные спуски DownHill.
Компоновка
На этот параметр обязательно нужно обращать внимание при выборе вилки. Разделяют следующие разновидности механизмов, которые отличаются друг от друга компоновкой:
- Обычные вилки чаще всего встречаются с телескопической системой. Длинноходные варианты чаще всего представлены в виде «двухкоронных», в которых ноги соединяются двумя звеньями.
- Перевёрнутые вилки также имеют телескопическую систему, но в этом варианте представлено нижнее размещение «поршней» вилок. Таким образом, получилось добиться уменьшения «неподрессоренной массы», а также улучшить сцепление. Такие вилки имеют большой вес и высокую стоимость, да ещё и поршни сильно загрязняются.
- К специфическим вилкам относятся многопоршневые, многорычажные, одноногие модели. С виду они кажутся неустойчивыми и ненадёжными, но на практике это совсем не так. Сейчас они создаются из углеволокна, что позволяет создавать лёгкие и прочные конструкции.
Перевёрнутая вилка велосипеда
Способы регулирования
Вилки, которые могут регулироваться по желанию пользователя, ценятся намного больше, чем обычные модели со стандартными настройками. Есть несколько видов регулирования:
- Preload, или предварительная нагрузка, заключается в настройке жёсткости пружины. Если выбор падает на недорогую модель Preload, то надеяться на широкие возможности регулирования не стоит. Для изменения жёсткости пружины предусматривается два варианта: внешний регулятор или замена пружин. А также Preload предусматривает изменение скорости отскока вилки или возврата её в исходное положение и скорости сжатия, или compression. Все эти регулировки являются важными и полезными.
- LockOut, или блокиратор, является полезной, но вместе с тем и опасной функцией, которой можно пользоваться со знанием дела.
- Extension Control, или регулирование длины хода, также требует аккуратного обращения. Если экспериментировать и действовать наугад, то можно серьёзно покалечить вилку.
Важным типом регулирования является первый вариант. Две другие регулировки требуются не всем и не всегда, поэтому за них не стоит переплачивать.
Стандарты
Показатели диаметра трубы на вилке отображаются в дюймах, которые понятны не каждому россиянину. Здесь необходимо запомнить, что в одном дюйме находится 2,54 см. Другими словами, показатель в дюймах необходимо умножать на 2,5. Выделяют четыре стандарта, которые распространяются на все разновидности вилок.
- Механизм с диаметром трубки в 1 дюйм относится к старым стандартам, который присутствовал в велосипедах советского производства.
- Диаметр 1,8 дюйма является самым распространённым среди современных велосипедов. Этот стандарт является общепринятым и поддерживается всеми производителями велосипедов и комплектующих к ним.
- 1,4 дюйма и 1,2 дюйма встречаются редко.
Словарь терминов
Воздушная пружина – вилка, использующая сжатый воздух, чтобы действовать как пружина. Оказывает сопротивление ударам.
Пневморазгрузка – дополнительный воздух, улучшающий работу пружины.
Анодирование – процесс, при котором образуется защитная оксидная пленка на поверхности металла. Такая пленка защищает металл от коррозии, хорошо удерживает краску.
Пузырь – гибкая сумочка для демпфирующего масла.
Продувочное отверстие – клапан, который только открывается, когда нагрузка на структуру слишком превышена.
Нижний предел – полное сжатие амортизации.
Арка – соединяющий мостик между двумя нижними ножками.
Переходник – скользкие подшипниковые узлы внутри нижней части ножек, которая скользит верх и вниз.
Картриджный подшипник – отсек, обычно используемый в вилках, чтобы сохранить масло демпфирования изолированным от смазочного масла и минимизировать загрязнение от грязи и воздуха, контролируя консистенцию.
Кавитация – воздушная яма или пустота в масле, вызывающая внезапную остановку демпфирования.
Круговорот – маршрут, по которому идет масло демпфирования через клапаны и отверстия.
Пружина – обмоточная металлическая пружина.
Сжатие – сокращение вилки, поглощающее удар.
Демпфирование – цепь клапана, в котором пропускается масло, когда вилка сжимается и расправляется. Это уменьшает силу удара.
Погружение – амортизация, идущая вниз через сжатия без потребления энергии.
Позиция чувствительного демпфирования – демпфирование, которое изменяется, когда вилка проходит через свой ход.
Стук – любая слабость или колебание в вилке.
Нагрузка – сила, переданная в вилку камнями, приземлениями, и т.д.
Платформа – медленное сжатие демпфирования, которое ‘сдувает’ нагрузку, чтобы управлять вилкой.
Пренагрузка – дополнительное давление, оказанное на пружину, чтобы вилка двигалась.
Дисковый тормоз – легко регулируемый тормоз двумя неподвижными колодками.
Зазор вилки – характеристика вилки, влияющая на маневренность велосипеда. Чем меньше зазор, тем лучше маневренность.
Наконечник пера вилки – кусок металла, где располагается ось колеса.
Уход вилки – расстояние между точкой соприкосновения переднего колеса до точки соприкосновения с землей.
Ход – максимальное вертикальное расстояние, на которое вилка может сжаться при поглощении удара.
Прилипание – трение между верхней и нижней частью ног вилки, поглощающее удары.
Подпорка – трубы в верхней части вилки, по которым скользят ноги вверх и вниз. Разные производители используют разное покрытие, чтобы предотвратить трение.
Отскок (отбой) – регулировка вилки, используемая при разных типах езды. На асфальте его нужно закручивать, чтобы вилка сильно не вибрировала. А на грунтовых дорогах – откручивать, чтобы вилка лучше справлялась с неровностями.
Типы амортизаторов
Как выбирать седла для велосипедов?
Наибольшее внимание в вилках уделяют амортизаторам, а точнее, их типам. Собственно, от типа амортизационного механизма и зависит, как будет вести себя велосипед, какой вес ему доступен, какие будут настройки, и сколько модель сможет прослужить. Перейдём к типам.
Большинство типов двусоставные, потому что внутри вело вилки образуется амортизационный блок (например, пружина), который отвечает за «длинный» ход самой вилки, и демпфер – блок компенсации мелких ударов и вибрации.
Пружинные
Самый простой амортизационный механизм – это обычная пружина. Никаких ухищрений, материалы от обычной стали до титана, простой и надёжный механизм. Соответственно надёжности, невелика цена и общая масса, правда, достигается это ценой потери любой настройки, кроме замены самой пружины да блокиратора.
Ставятся пружинные вилки обычно на самые дешёвые велосипеды – «ашанбайки». Также они устанавливаются некоторыми особенными любителями большой нагрузки, когда в соревнованиях и походах важнее срок службы, а не качество амортизации.
Считается, что с пружиной вилка на велосипед не может считаться «амортизационной», но это маркетинговый ход. Никакого страшного влияния на здоровье или механизмы велосипеда пружины не оказывают, но выбирать их следует с осторожностью.
Пружинно-эластомерные
В данном механизме появляется демпфер. В его качестве обычно выступает стержень из эластомера, а иногда и синтетической резины, который гасит мелкие вибрации. В использовании данный тип вилок серьёзно превосходит недорогие пружинные, хотя и выигрывает только по одному параметру – комфорту.
Такой тип вилок устанавливается на многие велосипеды, и может быть назван «рыночным стандартом» для бюджетных моделей. Профессионалами он не используется.
Воздушные
Лёгкий вариант профессиональных масляно-воздушных вилок. Здесь роль и демпфера, и амортизатора выполняет единый блок сжатого воздуха, которым легко управлять и который очень хорошо работает.
Плюсами такого типа будет:
• низкая стоимость (по сравнению с профессиональными);
• удобство настройки и большие возможности по ее осуществлению;
• отличная отработка неровностей.
Минус только один – недолговечность. Воздушная вилка требует постоянного обслуживания (подкачки) и быстро выходит из строя при нагрузке.
Масляно-пружинные
Де-факто стали профессиональным стандартом для велосипедистов. На текущий момент они являются лучшими на рынке. Амортизатор – высококачественная пружина (такие не ставят в пружинные механизмы без демпфера) и масляный картридж для гашения вибраций.
Выделяют два подтипа масляно-пружинных механизмов по способу «упаковки» масла:
- Масляная ванна – открытый залив масла, она же открытая ванна. Позволяет легко менять масло, регулируя отбой его вязкостью и жесткость объёмом заливки, обладает смазывающим эффектом, делая весь механизм долговечнее. Стоит дороже.
- Масляный картридж – замена только сборным блоком, меньше настроек, но дольше служит и в целом надёжнее. Сама вилка чаще требует обслуживания, так как не «подъедает» масло из ванны, но стоит в сборе дешевле открытой ванны.
Высокая стоимость полностью компенсируется в данных вилках качеством.
Масляно-воздушные
Более мягкий вариант пружинного механизма – та же механика масла как демпфера, но амортизационная часть обеспечивается сжатым воздухом. Такие вилки стоят чуть меньше, но, как и обычные воздушные, намного менее долговечны, чем пружинные аналоги.
Сравнительная таблица характеристик
Наглядно сравнить главные моменты описанных в рейтинге вилок вам поможет специальная таблица сравнительных характеристик.
Наименование модели | Ход (мм) | Амортизатор | Предназначение | Вес (кг) | Стоимость (рублей) |
SR Suntour XCM | 100 | пружина, эластомер | активный отдых | 2 | 2 000 — 3 000 |
RST GILA ML | 100 | пружина, масло | активный отдых | 2.5 | 3 000 — 4 000 |
RST Blaze ML | 130 | пружина, масло | активный отдых | 2.5 | 4 500 — 5 000 |
SR Suntour XCR LOR | 120 | пружина, масло | Cross Country | 1.7 | 5 000 — 7 000 |
Rock Shox XC 30 TK | 100 | пружина, масло | Cross Country | 3 | 8 000 — 10 000 |
SR Suntour Raidon LOR 15mm | 120 | пружина, масло | Cross Country | 1.6 | 10 000 — 12 000 |
SR Suntour Epixon LOR | 120 | пружина, масло | Cross Country | 1.7 | 10 000 — 13 000 |
Плюсы и минусы
Среди плюсов велосипедной вилки стоит отметить:
- Исключается возможность получения травм при катании на неровных поверхностях благодаря отсутствию тряски, снижению ударного воздействия на руль.
- Благодаря амортизационной вилке для велосипеда сохраняется скорость транспортного средства при движении по ухабистой дороге. Тем самым велосипедист экономит физические силы, направленные на преодоление большего расстояния.
- При контакте колеса с неровностями и различными препятствиями появляется вибрация, которая должна передаваться от колеса на раму, руль. Пружинная вилка подавляет эту нагрузку во время эксплуатации велосипеда.
- Повышается маневренность, что особенно заметно на труднопроходимых участках.
Из недостатков можно выделить один – чем функциональнее и качественнее вилка, тем сложнее ее строение, больше вес и выше стоимость. Масса некоторых деталей составляет чуть меньше половины веса всего велосипеда.
SR Suntour Raidon LOR
Представитель среднего ценового сегмента от популярного производителя. Вилка имеет ход 120мм, которого достаточно, чтобы отрабатывать все удары во время активной езды по пересеченке или катания кросс-кантри. Наличие подкачки позволяет максимально точно откалибровать жесткость исходя из веса райдера и сложности рельефа. Масляный картридж разборный, имеется возможность переборки и регулировки отскока.
Плюсы:
- воздушная подкачка;
- хороший ценник;
- небольшой вес.
Минусы:
- сложности в ремонте из-за недоступности запчастей;
- быстро вытираются сальники.
Советы по выбору
При выборе вилки рекомендуется учитывать несколько факторов:
- Собственный вес – если он не больше среднего, можно выбирать любую модель. Лучше обратить внимание на облегченные модели. Велосипедистам с большой массой придется выбирать прочный байк из карбона или титана.
- Местность для катания – для передвижений по ровным дорогам вполне можно ограничиться велосипедом с жесткой вилкой. В этом случае не требуется специальных смягчающих механизмов. Для горного велосипеда стоит выбрать амовилку, например, пружинно-масляную, чтобы обеспечить максимальный комфорт во время поездки.
- Финансовые возможности – любителям и новичкам не стоит тратиться на амортизационную вилку. Приобретение потребует дальнейших вложений на обслуживание, которое данному виду конструкции необходимо постоянно.
- Рекомендуется приобретать велосипеды известной марки, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с ремонтом и поиском запасных деталей.
Если для агрессивного катания используется жесткая вилка, это нанесет вред здоровью. Сильная вибрация будет передаваться в руки, негативно влияя на суставы.
Если вес владельца велосипеда не больше среднего, можно выбирать любую модель вилки
Для передвижений по ровным дорогам вполне можно ограничиться велосипедом с жесткой вилкой
Для горного велосипеда стоит выбрать амовилку
Пользовательский рейтинг
SR Suntour XCR LOR5Rock Shox XC 30 TK5SR Suntour XCM2SR Suntour Raidon LOR 15mm2RST GILA ML1RST Blaze ML1SR Suntour Epixon LOR-1
SR Suntour XCR LOR
Еще один бюджетный вариант от известного бренда. Является самой продаваемой модификацией производителя. Предназначена для повседневной езды и катания по пересеченке. Сборная конструкция основана на алюминиевых штанах, дополненных хромо-молибденовыми ногами на магниевой короне. Внутренняя часть состоит из масляного демпфера закрытого типа и стальной пружины. Модель оборудована калибровкой отскока, преднагрузки. Также имеется блокировка амортизатора. Встречается на недорогих моделях байков и на велосипедах средней ценовой категории. При использовании по назначению вилка достаточно долговечная, чем и притягивает многих покупателей.
Плюсы:
- надежность и прочность;
- неплохая производительность;
- отличный ценник.
Минусы:
- не подходит для больших нагрузок;
- проблематична в ремонте.
Как выбрать вилку для горного велосипеда
Катаясь на горном байке, к выбору велосипедной системы стоит подходить с особой ответственностью, так как от ее характеристик и параметров зависит безопасность и комфорт велосипедиста. Она делает поездку более плавной, обеспечивает легкое управление.
В рейтинге лучших вилок для горных велосипедов первое место занимает масляно-пружиная система. Она универсальна и подойдет под любой байк. Наилучшие амортизационные свойства позволяют ей эксплуатироваться в транспорте премиум класса. Пружина из стали, масляный демпфер гарантируют плавный ход велосипеда.
Второе место занимает масляно-воздушная система. Она обладает более широким диапазоном регулировок и высокой грузоподъемностью. С большим давлением увеличивается динамика и снижается чувствительность к температурным изменениям. Чем меньше давление, тем больше запас прочности и ресурс. Но последний вариант требует повторной настройки при перепадах температуры.
Какая велосипедная вилка лучше, можно определиться только протестировав в действии и тот, и другой механизм.
- https://oxko.ru/luchshie-velosipednye-vilki/
- https://www.velopiter.ru/stati/kak_vybrat_vilku_dlja_velosipeda
- https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/zapchasti/164-vilka
- https://velosmak.ru/kak-vybrat-amortizacionnuyu-vilku-dlya-gornogo-velosipeda
- https://AktSport.ru/velosiped/vyibor-velosipednoy-vilki.html
- https://www.VeloGrad.ru/usefull/top-velosipednykh-vilok-po-tsene-i-kachestvu-v-[year]-godu/
- https://vyboroved.ru/reyting/luchshie-vilki-dlya-velosipedov
- https://VeloFans.ru/vibor/raznovidnosti-ustroystvo-vilok-velosipeda
Комментирование закрыто